15 мая 2008 г.

Заметки о фразе «фотография отражает мир»

Прочитал где-то в чьем-то блоге случайную фразу, что «фотография отражает мир» и задумался. Достаточно много фраз, которые мы произносим даже не задумываясь. Такие фразы сливаются в одно слово (фотографияотражаетмир), которое обозначает банальный до незаметности феномен. И ни глаз, ни ухо не «зацепляются» за подобные фразы, они не заметны для нас, как незаметны дома на привычном маршруте. Глаз «замылился» и уже не видит каких-то вещей. Фоторафияотражаетмир — слово из такого «замыленного» лексикона. То, что фотография отражается мир кажется таким же естественным, как то что солнце каждый день встает на востоке. Что тут еще говорить?

Но меня эта фраза остановила и «цепанула» именно своей очевидной неверностью. Фотография, цепочка из объектива-матрицы-картридера и далее не отражает, а преображает мир. Или даже искажает его. То, что мы видим вокруг нас, и то, что мы видим на фотокарточке — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Показателен пример, что художники никогда не изображали бегущую лошадь так, как ее увидел фотоаппарат в экспериментах Идвирда Майбриджа (коротко о нем можно прочитать в статье на Википедии, правда там что-то напутали с авторами эксперимента). Веками глаз художника фиксировал совершенно другую реальность, чем зафиксировал ее фотоаппарат. И вопрос даже не в том, что фотография «замораживает» мир, лишает его основного родового признака — движения (вспомните энгельсовское «движение — это жизнь»).

С какой стороны мы бы не подступились к понятию «отражение», всюду мы найдем различия с фотографией. Для математика отражение — это перемещение точек эвклидого пространства по определенному закону. Казалось бы, мы берем точки пространства и перемещаем с помощью оптической системы объектива их на матрицу. Но так ли это? Любая фотография характеризуется композицией, а вот в реальности композиции нет. Композиция — это способ субъективного (в качестве субъекта выступает фотограф) искажения мира, его перекомпановки, декомпозиции. Вот идут два человека. Случайные прохожие, случайно оказались в каком-то месте в одно и то же время. Таких случайных встреч каждое мгновение — миллионы. И ничто не заставит нас задуматься о том, почему два случайных прохожих встретились. Ничто, кроме фотографии. Если эти двое по воле фотографа оказались двумя главными героями фотокарточки, то вопрос «что их объединяет?» встает неминуемо. Для математика мир и его отражение — симметричны. Для фотографа — нет.

Обществовед скажет, что отражение — это способность объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Философское определение менее строгое и дает больше места для интерпретаций, но и это определение описывает что угодно, но не фотографию. Возьмем наш пример с фотографией двух случайных прохожих. Отношения между ними не отражаются фотографией (отношений-то нет), а конструируются ей по прихоти и произволу фотографа. Если где и были какие-то взаимоотношения между двумя случайными прохожими, то в сознании фотографа, оказавшегося в том же месте. Именно в его сознании мелькнула мысль: «а что если эта встреча не случайна?». Так что на фотокарточке отразилась работа его сознания, а не реальность внешнего мира.

Фотография является отражением сознания фотографа, а мир, в лучшем случае, отражается в этом сознании. В худшем — в сознании фотографа отражается сознание других фотографов, когда наш фотограф подражает чужим работам, является мастером по производству фотокарточек-клонов. Таким образом фотография — всегда симулякр, отражение отражения (Платон, между прочим, не любил художников), игра отражений.


Read more!

13 мая 2008 г.

Фотографируем как Гурски: идеи сюжетов снимков

Продолжение. Предыдущие посты:

  1. Андреас Гурский: между импрессионизмом и поп-артом
  2. Андреас Гурски - II. Как?
  3. Андреас Гурски-III. Сатир эпохи консьюмеризма

ИМХО снимки рождаются в голове, а не матрице фотоаппарата или фотопленке. Матрица лишь один из этапов на пути оформления наших мыслей в готовую фотокарточку.

Продолжу излагать ход своих мыслей по поводу того, как сделать фотокарточки «в стиле Андреаса Гурски».

Главнае в произведениях Гурски — определенная идеология, взгляд автора на жизнь, точка зрения. Поэтому для «фото в стиле Гурски» важно встать на эту точку зрения, и исходя из нее придумать определенный набор сюжетов для фотокарточек, потом продумать, где эти сюжеты можно найти и отправится на фото охоту.

Конечно, велик соблазн свести искусство не студийного фотографа к наблюдательности, способности «поймать момент» или «поймать эмоцию». На мой взгляд это всё далеко от правды. В любом случае, любой фотограф ищет в окружающем его мире сюжеты снимков, которые уже есть в его голове. Эти сюжеты он может подчерпнуть в работах других фотографов, в картинках из журналов или интернета, в учебниках по фотографии или бесконечных «как сделать фото». (У меня даже есть мечта создать галерею снимков-клонов, т. е. таких снимков, которые повторяют друг друга за исключением, быть может, каких-нибудь деталей.) Другое дело, что многие фотографы не осознают того факта, что снимки формируются в голове, а не на матрице, и потому работу над сюжетом «выносят за скобки». Для них процедура формирования снимка не является предметом осознания, творчества, сознательного выбора. Формирования сюжета происходит на подсознательном уровне, на «автопилоте». Но я-то хочу стать «сознательным» фотографом.

Одна из тем, постоянно присутствующих в работах Андреаса Гурски — тема консьюмеризма, человек и потребление. Выберем эту тему для подражания и попытаемся ее раскрыть. Я рассуждаю примерно так. Что такое человек в эпоху массового потребления? Личность человека складывается и идентифицируется с помощью товаров массового потребления. Для того, чтобы идентифицировать человека, надо посмотреть, одежду какого производства он носит (люмпены на улицах — китайских ширпотреб черного цвета, бизнесмены предпочитают деловой стиль из одинаково дорогих костюмов, люди «креативного» склада одеваются ярко и вызвающе и т. д.), где и как он питается, как проводит свое свободное время и т. д. История человека, черты его личности, его желания и устремления раскрываются через то, что он потребляет. В связи с этим идея для снимков родилась такая. Создавать портреты людей из «фирменных», брендовых вещей, пусть его нос изображают часы, волосы — брендовый шерстистый свитер, и так далее. Пусть эти снимки будут современными вариациями на портреты кисти Джузеппе Арчимбольдо, который рисовал свои портреты-коллажи из овощей и фруктов. Конечно, смысл и идеология наших снимков будет отличатся от смысла и идеологии Арчимбольдо, который использовал фрукты и прочие яства в качестве аллегорий, а в своем творчестве искал синтеза искусств (это они изобрел цветомузыаку: клавесин, при игре на котором появлялись различные цветовые эффекты).

Джузеппе Арчимбольдо. Огонь

Джузеппе Арчимбольдо. Огонь

В данном случае мы будем использовать предметную съемку. Выложим лицо и фигуру человека из предметов массового производства. Другой вариант — пусть предметы массового производства отбрасывают тень в виде силуэта или лица человека.

Можно кроме коллажа в стиле Арчимбольдо сделать и более «компьютерные» варианты коллажа. Допустим, маскирование лица человека с помощью фотографий витрин или что-то подобное. Напомню, что я излагаю ход собственных рассуждений по поиску идей.

Есть и другое направление хода моих мыслей. Взглянуть на мир «потреблятства» с другой стороны. Поработать на контрасте: с одной стороны сияющий, блестающий и шикарный мир товаров, гламура и фешн, а с другой — серый и будничный мир людей. Пусть витрины, наряды и прочие товары будут цветными, блистающими всеми красками, а люди на фотокарточках — черно-белыми. То есть черно-белые силуэты людей на фоне цветных витрин, или черно-белые манекенщицы в цветных одеждах. Можно добавить «кукольности» фотокарточкам с помощью малой глубины резкости: малую глубину можно сделать в фотошопе.

Что ж, мы набрали определенное количество идей. Следующий шаг — воплотить их в фотокарточки


Read more!