26 апреля 2008 г.

Hand made photo. Фотография: сделано вручную

Мода на сдлеанные вручную вещи добралась и до цифровой фотографии. Как это не парадоксально. Понятно, что на фотоаппарате можно «вручную» установить экспозицию или резкость. Но цифровой файл от этого не станет «hand made». Так что же можно на фотографии сделать вручную?

Чаще всего на «сделанных вручную» цифровых фотографиях художники эпохи фотошопа работают с яркостью изображения. Если в традционной фотографии для того, чтобы выделить главный объект на фотографии выделяли с помощью глубины резкости (я говорю о технических средствах), то сейчас его выделяют с помощью яркости: главный объект на карточке должен быть более светлым, а фон – более темным.

lawrence joey

Lowrence Joey. Без названия

Этот прием стал уже практически обязательным для фотографов, работающих в стиле гранж. Но и гламурная братия, снимющая для фэшн тоже его использует

David Field

David Field. Без названия

Кроме того, «вручную» иммитируют tilt-эффект, «размывая» второстепенные объекты на фото.

Lowrence Joey

Lowrence Joey. Без названия

Фотограф под ником Платон, точнее Platon, для того, чтобы сделать акцент на главном объекте, вообще «вручную» закрасил фон вокруг фигуры Клинтона на своей фотокарточке. Явно вручную.

Platon. Clinton's portrait

Platon. Фотопортрет Клинтона

Я же решил не затемнять фотоизображение вокруг главного объекта, а наоборот, осветлить.

Алексей Басков. Ангел (Angel)

Ангел

Есть авторы, которые вручную дорисовывают изображение. К примеру, во многих работах Питера Бреда, авор подрисовывает рамочки для своих африканских карточек.

Peter Beard/ Three Rhinos

Его примеру решил последовать и я. Поскольку на карточке было совершенно несерьезное настроение, я взял и дорисовал нечто среднее между детскими рисунками и взрослыми каракулями.

Алексей Басков. Это не парикмахер

Это не парикмахер

Девиз сегодняшенго дня – меньше надеемся на фотошоп, больше работаем руками!


Read more!

24 апреля 2008 г.

Андреас Гурски-III. Сатир эпохи консьюмеризма

  1. Первая часть
  2. Вторая часть

Чего же не хватает, для того, чтобы карточка, сделанная в оп-артовом стиле, стала похожа на работы Андреаса Гурски?

Первое. Работы Гурского проникнуты духом социальности. Написал и подумал: сказать что у работ есть «социальное содержание», значит ничего не сказать. Творения какого-нибудь техника по обслуживанию фото- и свето-аппаратуры, предназначенные для украшения рабочих столов офисных компьютеров, столь же социальные , сколь и работы Гурски. Чем же отличается социальностью работ одного от социальности другого?

Взглядом на жизнь. На нашу жизнь Гурски смотрит «сверху», но не в смысле «свысока», а в том смысле, что он занимает мета-позицию, мета- точку зрения на происходящее вокруг, смотрит как бы из-за «скобок». Из чего складывается такая мета-позиция? Человек, занявший мета-позицию, дает оценку происходящему, анализирует происходящее с ним, пытается понять свое место в мире, и, более обще, – место человека в мире.

Фотограф – не социолог, не философ и не ученый. Свое знание мира он выражает не словами, а образами. «Остановись мгновение» в данном случае имеет отношение не к процессу производства фотографии (момент нажатия на спуск фотоаппарата), а к способу осмысления мира. «Остановись мгновение» – это момент задержки, момент «зависания», позволяющий остраниться от происходящего, чтобы понять, что происходит. Чтобы занять мета-позицию, выйти за «скобки» повседневности.

Упоминавшийся выше техник по обслуживанию фотоаппаратуры, клепающий красивые обои для рабочего стола, не выходит за «скобки». Он и его творения остаются внутри течения повседневности. Он и его творения сами являются объектом анализа, но выступают в качестве его субъекта. Это как в случае с каким-нибудь муравьем и наблюдателем. Ясно, что деятелность муравья много может сообщить об окружающем мире, но сообщает об этом мире не муравей и наблюдатель. Так в этой метафоре Гурски и есть наблюдатель.

Что же он нам рассказывает о мире? Гурского окружает мир модерна с его рациональностью и функциональностью, вступивший в эпоху консьюмеризма. Гимном этому миру выступает работа «99 центов». Ровными рядами выложены товары. Всё крайне удобно и рационально: удобно подойти к товарам, удобно их посмотреть, удобно купить. Рациональность и консьюмеризм.

Андреас Гурски. Store 99

Свое отражение эроха пторебеления нашла и в работе «Cans Seurat». Потребеление составляет «плоть и кровь» повседневности. Из потребления, из товаров массового производства соткан наш мир.

Andreas Gursky. Cans Seurat

Андреас Гурски. Cans Seurat

Но каково отношение Гурски к индустриальным пейзажам, к рациональности и консьюмеризму? Гурски по-иному смотрит на современность (модернизацию) нашего мира, чем, к примеру, фотографы начала века. Посмотрим на фотокарточки Александра Родченко или Бориса Игнатовича.

Александр Родченко. Конические шестерни

Борис Игнатович. Новая архитектура. Нач. 1930-х

Работы Гурского, на первый взгляд, выполнены в том же стиле, что и работы советских классиков. Но... Модернизация в работах советских фотографов имеет четкое направление и преследует совершенно определенную цель. Она телеологична, целеустремленна. Рационализм Родченко устремлен в будущее, проникнут верой в то, что модернизация и рационализация мира изменят мир к лучшему. Рационализм же в работах Гурски бесмысленен и абсурден. Какой смысл в рационально организованном пространстве работы «Atlanta»? Не совсем даже и понятно, что здесь изображено (а на виртульных фотографиях размером шестьсот на восемьсот пикселей так и вообще не разобрать).

Andreas Gursky. Atlanta

Андреас Гурски. Atlanta

В работах советских классиков человек – творец истории, созидатель, актор, сам определяющий свое будущее. В работах Гурски люди разложены по «коробочкам», (работа «My Day V»), композиции составлены из массы их тел («Chicago Board of Trade II»).

Борис Игнатович. Все на выборы советов

Как видим, основа стиля Андреаса Гурски – это не техническое оснащения, не правильный выбор экспоизиции, правильная установка студийного света или правильных гистограмм каналов, а в поиске сюжетов. Попробую и я поискать сюжеты и сделать пару кадров «в стиле Андреаса Гурски». Но это тема следующего поста.


Read more!

22 апреля 2008 г.

Андреас Гурски - II. Как?

Первая часть

В прошлый раз мы больше внимания уделили имперессионистической составляющией творчества Гурски. Сегодня порефлексируем над его поп- (и оп-) артовой и пост-модернистскими составляющими.

Оп-арт

Мы привыкли к тому, что значение в предложении несут на себе слова. Мы не понимаем сказанного, если не знаем или не понимаем значения слов. Но еще в девятнадцатом веке Льюис Кэррол наглядно продемонстрировал, что определенный смысл и значение есть и у грамматики предложения. Стишок Бармаглота:

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.-
не кажется таким уж бессмысленным, хотя в нем слова ничего не «значат», кроме грамматической формы (у них есть падеж, род, склонение и т. п.). Когда мы пытаемся осмысить сказанное в стишке Бармаглота, включается то, что Ролан Барт называл «синтагматическое воображение». Это одна составляющая оп-арта.

Другая сторона – серийность. Тут самых любознательных я могу отослать к работам Жака Бодрияра. От себя добавлю такое замечание. Что в цифорвой фотографии является оригиналом, master'ом, а что – копией? На флешке создается копия изображения с матрицы камеры. И эту копию мы не показываем друзьям, не выкладываем в фотобанки, не продаем в журналы и рекламыне агентсва. Мы ее копируем с флешки на компьютер. Так быть может на матрице формируется оригинал изображения? Но на матрице набор единичек и нулей не организваны в файл. К тому же данные представлены в «сыром» виде и для того, чтобы получить хоть какое-то изображение надо его конвертировать. Часть работы делает автоматика (встроенный в фотоаппарт процессор или автоматические настройки ROW-конвертора на компьютере), часть мы делаем своими руками. Только после этого копию выставляем на показ. И уж дальнейшая судьба цифровых файлов вообще делает неразличимыми бесконечную серию копий файлов.

Можно возразить: это все технологии. Но в творчестве примерно так же. Зайдите на любой фотосайт и найдите миллион похожих друг на друга кадров, сделанных с одного ракурса, с одинаковым светом и одинаково расположенными в кадре объектами. Какое из этих изображений оригинал, а какое – копия? Какая карточка какую копирует? Перед нами яркий пример серийности. Даже если мы найдем того автора, который придумал тот или иной прием (кто раньше начал тонировать портреты: Драган или Фискус?), это не уничтожит серию. Серийность – вторая составляющая оп-арта.

В произведениях оп-арта геометрическая упорядоченность и структурированность превращается в движение благодаря разным оптическим иллюзиям.

Vizareli Vizareli

Две работы Виктора Визарели

Влияние художников оп-арта заметно на Андреса Горски в его фотокарточках «Atlanta» и «Kamiokande»

Andreas Gursky. Atlanta

Андреас Гурски. Atlanta

Andreas Gursky. Kamiokande

Андреас Гурски. Kamiokande

Я решил сделать небольшое упражнение и снять карточку, стилизованную под оп-арт. Что для этого нужно? Какая-нибудь геометрически повторяющаяся фактура. Я взял плетеную циновку. Теперь необходима оптическая иллюзия. Можно использовать объектив «фишай». Но фишаевская «подушка» мне показалась в данном случае невыразительной. «Фишай» все же лучше использовать не в предметной съемке, а в съемке каких-нибудь индустриальных пейзажей. Поищу, может что и попадется.

Для оптической иллюзии я решил использовать не «фишай», а стекляннную тарелку, дно которой преломляло квадратную фактуру циновки как выпуклая лупа. После этого немного обработки в Photoahop'е и вот что получилось:

Оп-арт

Но это еще не Гурски. Почему? – разбираться будем в следующем посте

Далее...


Read more!