18 апреля 2008 г.

Ловим «зайчиков»

Из-за несовершенства оптики, когда снимаешь против света, в объективе могут появиться «зайчики»-блики. Бликозащищенность, то есть устойчиовость к появлению бликов, является обязательной частью тестирования объективов. Блики, по мнению большинства, – это плохо. Но мы – не инженеры. Техническое совершенство не является нашей целью. Мы – фотографы, и наша задача – научится творчески использовать несовершенство оптики.

Чаще всего на фотографиях блики обозначают сами себя. То есть блики выглядят как блики, выполняя, чаще всего, декоративную роль. Блики на фото подчеркивают его фотографическое происхождение, выступая в роли «кавычек», подтверждая тот факт, что между наблюдателем и наблюдаемым расположено некоторое количество стекла и прочих технических приспособлений.

Блики могут обозначать и свет. Когда я делал фотокарточку «В свете рампы», я хотел чтобы свет от выспышки был похож на свет от рампы. В данном случае блики обозначают блики, свет вспышки обозначает свет рампы.

В свете рампы.

Но можно поступить и по другому. В двух других своих карточках я использовал блики для того, чтобы симитировать таинственный свет.

Царица ночи

Sonnenkreis

На самом деле, в последней карточке под названием «Sonnenkreis» я даже увеличил количество бликов. (как? – вырезал фигуру, инвертировал выделение, чтобы был выделен фон, добавил корректирующий слой с маской «Curves» и не меняя формы кривых изменил режим смешивания на «lightnen», ну и убавил прозрачность слоя.)

Небольшое замечание. В современной фотографии те безумцы, что гонятся за техническим совершенством, считают фотоаппарат бестелесной точкой. Они стремятся к тому, чтобы фотоаппарат стал абсолютно прозрачным, незаметным. Чтобы ни один пиксель на фотографии не выдавал бы объектива, матрицы, процессора обработки изображения. Я же стремлюсь к тому, чтобы почуствовать «телесность» фотоаппарата, несовершенство его технического устройства, его не-идеальность. Хочу почуствовать то, как он сопротивляется получению «идеальных» фотокарточек, как он в определенном смысле «мешает» работать.


Read more!

Андреас Гурский: между импрессионизмом и поп-артом

Andreas Gursky

Андреас Гурски

Фотографии Андреаса Гурски – это фотографический вариант живописи импрессионистов. Издалека и вблизи одна и та же фотография представляется двумя разными работами. Издалека его работы - это импрессионистическое сочетание абстрактных цветных пятен. Вблизи же оказывается, что эти пятна состоят из повседневных "объектов": людей в одинакового цвета одеждах, одноцветных товарных ценников или одноцветных же элементов зданий.

Напомню, что в восьмидесятых годах девятнадцатого века Жорж Сёра и его последователи писали картины не смешивая краски на палитре, а накладывая краски небольшими мазками рядом на холсте. Вместо смешивания на палитре получалось «оптическое смешивание». Именно этот принцип положен в основу печати струйных принтеров. Сёра и его последователи разработали широко применяемый ныне цветовой круг, принципы цветового контраста и«т.»п.? которые впоследствии использовали инженеры для разработки принципов цветной печати.

Сёра. Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт

Сёра. Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт

Кроме того, работы Гурски с постимпрессионистами объединяет отсутствие глубоких тонов. Переходы света и тени достигаются не за счет использования глубоких и темных тонов, а за счет использования цветового контраста. Именно благодаря этому говорят, что картины импрессионистов «пронизаны» светом, «дышат» светом. Интересно, что черная собака на картинке написана не черной краской (черный и серый неоимпрессионисты вообще не использовали), а контрастным к зеленому пурпурным цветом.

Посмотрим на фотокарточку «Chicago Board of Trade II». Общий тон изображения складывается из чистого красного, чистого синего, зеленого и желтого цветов с добавлением фиолетового. В эти цвета окрашены курточки биржевых трейдеров.

Andreas Gursky. Chicago Board of Trade II

Андреас Гурски. Chicago Board of Trade II

Можно предположить, что Гурски изучал работы неоимпрессионистов и хорошо знаком с их концепцией «хромолюминаризма». Я не думаю, что такие фотографии можно создать опираясь на одну интуицию. И уж тем более на случай. Я вообще являюсь противником «Случайного» подхода к фотографии: мол, главное побольше нащелкать кадров, а из миллиона можно будет выбрать один. Нельзя. Не получится. Хотя статистика нам и говорит, что если посадить обезьяну за печатную машинку, то есть вероятность того, что она напечатает Encyclopaedia Britannica, но искусство говорит об обратном. Для того, чтобы добиться хорошего результата, надо хорошо себе представлять, чего ты хочешь добиться. Для того, чтобы найти самородок, надо знать, что ты ищешь. По ходу написания поста я нашел в сети подтверждения своей гипотезы о знакомстве Гурского с неоимпрессионистами: фотоизображение «Cans Seurat». Судя по всему это фрагмент большой фотографии. На ней изображение выложено с помощь банок разных прохладительных напитков.

Andreas Gursky. Cans Seurat

Андреас Гурски. Cans Seurat

Так же очевидно влияние на Андреаса постмодернистов. В частности поп-арта и Энди Уорхола (вполне возможно, что «Cans Seurat» Гурского – пародия на уорхоловские «Банки супа Кэмплел». Да и другие его работы выдержаны вполне в духе поп-артовских творений. Любовь к повторяющимся геометрическим фигурам (смотрим на фотки «Kamiokande» и «Shanghai») Адреас почерпнул у творцов оп-арта. Опять же в качестве гипотезы могу предположить, что как творческая личность Андреас Гурский сформировался в восьмидесятые годы прошлого века.

Andreas Gursky. Shanghai

Андреас Гурски. Shanghai

Andreas Gursky. Grocery store lyza danger

Андреас Гурски. Grocery store lyza danger

Andreas Gursky. Atlanta

Андреас Гурски. Atlanta

Andreas Gursky. Pyongyang

Андреас Гурски. Pyongyang.

Andreas Gursky. Kamiokande

Андреас Гурски. Kamiokande

Andreas Gursky. My Day V

Андреас Гурски. My Day V

How to?

Технически работы не сложные. В каком-то из файлов в exif-данных я нашел данные о камере: Canon EOS 10D. Это вполне похоже на правду. Похоже у работ есть пост-обработка. Вполне возможно что на «Chicago Board of Trade II» подправлены цвета форменных курточек трейдеров, а на фотографии пляжа - цвета зонтиков, на фотографии с арабами так же «вытянуты» цвета и добавлен контраст.

Сложность работ Гурски не в технике, а в творческой составляющей, в поиске сюжетов. Попробуйте составить картинку из банок для Кока-колы! Для того, чтобы научится снимать как Гурски надо три (или пять) лет поизучать живопись (интересно, где учился Андреас?), потусоваться в среде актульных художников (интересно, был он знаком с Уорхолом?), отработать собственный взгляд на мир. Остальное – дело техники!

  1. Вторая часть
  2. Третья часть


Read more!

15 апреля 2008 г.

Бюрография и фотократия

Когда я размышляю о современном искусстве, я ощущаю себя марксистом. Но не в том смысле, что в каждой фотокарточке мне видится борьба пролетариата с буржуазией. Я — марксист в том смысле, что в функционировании искусства я вижу симуляцию социальных процессов.

Происходящее вокруг нас в нашей социальной жизни — это бюрократический империализм. Власть и управление давно уже не осуществляется политиками или вождями. Власть и управление находятся в руках бюрократии. Бюрократизация жизни, кажется, уже достигла своего апогея. Жизнь регламентирована и структурирована бесконечными лицензиями, нормами, нормативами, документами, порядками исчисления и указами, чьи функционирование и осуществление находится в руках бюрократии. Для того, чтобы вы могли жить в доме, дом должен иметь юридический статус жилого помещения. Что бы вы могли ездить на машине, у нее должен быть технический паспорт. У лекарств, что вы пьете от головной боли должен быть сертификат. Чтобы вы были участником социальных отношений у вас должен быть паспорт, диплом, водительское удостоверение, послужной список и т. п. А кто выдает все эти сертификаты, лицензии, паспорта и прочие документы? Кто определяет порядок выдачи и порядок функционирования? Бюрократия.

Какое отношение это имеет к фотографии? — Прямое.

Во первых, для того, чтобы быть фотографом, необходимо быть признанным фотосообществом. Необходимо, чтобы ваши фотографии были признаны в качестве «произведений искусства» профессиональным сообществом. В этом случае профессиональное сообщество выступает как бюрократическая организация, выдающая «лицензии на творчество». «Лицензии на творчество» выдаются на выставках, конкурсах, форумах, бьеннале и других мероприятиях. Кончено, выдаются не буквально, но для того, чтобы получить доступ к финансовым ресурсам (заказы), или к тем же форумам, вы должны иметь «лицензию» в форме подтверждения участия в других подобных мероприятиях. Организуются даже специальные мероприятия для начинающих и молодых фотографов, для того, чтобы участие в них открыло доступ в мир фотографии.

Во-вторых, работа самого фотографа, чаще всего, напоминает работу бюрократа. Работа эта состоит из выполнения множества инструкций и управляющих актов: как выставить свет в студии, какие сюжеты выбирать, как выставить экспозицию, как выстроить композицию кадра, каких моделей надо выбрать (либо гладкокожие девицы с параметрами 90-60-90, либо морщинистые старики, либо знаменитости): набор сюжетов, экспозиций, световых схем для студии ограничен и постоянно подвергается каталогизации в огромном количестве книг и публикация в духе «основы фотографии».


Read more!

14 апреля 2008 г.

«Что» и «Зачем?»

Зачем?

Любой нормальный человек, прежде чем начать какое-то дело, задает себе вопрос: «зачем»? Задаю и я его себе.

Для того, чтобы начать блог я вижу несколько причин. Первая. Отсутствие нормальной критики в фотографии. Обычно вся критика сводится либо к изложению биографии фотографа, либо к описанию его техники (букально техники: какой фотоаппарат, объектив, выдержка-диафрагма, как он двигает «кривые» в Фотошопе и т. п.)

Второе. Про себя я могу сказать: «начинающий фотограф». А любой начинающий фотограф, отсняв первую сотню гигабайт фотокарточек, задумывается над тем, как сделать фотографии лучше. Наступает время, когда многие начинают подражать стилю других фотографов. Поэтому часть материалов будет посвящено разбору стиля других фотографов. Я буду искать ответы на вопросы: «Как сделано фото?», "«Из чего состоит стиль мастера?», «Как добится похожего результата?».

Третье. Вдоволь насмотревшись фотокарточек на ресурсах типа photosight.ru или fotokritik.ru (впечатления от «смотрения» хочется описывать в терминах физиологии организма), я понял, что хочу выработать собственных изобразительный язык. Часть публикаций будет посвящена этому поиску.

Что?

Я планирую, что в блоге будет четыре типа материалов, три рубрики:

  1. Что такое фотография? Под этой рурикой я буду публиковать собственые суждения о фотографии как об искусстве.
  2. How to? Рубрика, предназначенная для исследований стилей мастеров и рецептов того, как добиться похожих результатов.
  3. В поиске. Публикации, посвященные поиску собственного художественного языка, поискам собственного стиля.
  4. Терминография. Создание словаря фотографических терминов в режиме реального времени.
Все интересующиеся могут следить за ходом моей мысли и совершенствованием моих «фотохудожеств»

Socrat


Read more!