Когда я размышляю о современном искусстве, я ощущаю себя марксистом. Но не в том смысле, что в каждой фотокарточке мне видится борьба пролетариата с буржуазией. Я — марксист в том смысле, что в функционировании искусства я вижу симуляцию социальных процессов.
Происходящее вокруг нас в нашей социальной жизни — это бюрократический империализм. Власть и управление давно уже не осуществляется политиками или вождями. Власть и управление находятся в руках бюрократии. Бюрократизация жизни, кажется, уже достигла своего апогея. Жизнь регламентирована и структурирована бесконечными лицензиями, нормами, нормативами, документами, порядками исчисления и указами, чьи функционирование и осуществление находится в руках бюрократии. Для того, чтобы вы могли жить в доме, дом должен иметь юридический статус жилого помещения. Что бы вы могли ездить на машине, у нее должен быть технический паспорт. У лекарств, что вы пьете от головной боли должен быть сертификат. Чтобы вы были участником социальных отношений у вас должен быть паспорт, диплом, водительское удостоверение, послужной список и т. п. А кто выдает все эти сертификаты, лицензии, паспорта и прочие документы? Кто определяет порядок выдачи и порядок функционирования? Бюрократия.
Какое отношение это имеет к фотографии? — Прямое.
Во первых, для того, чтобы быть фотографом, необходимо быть признанным фотосообществом. Необходимо, чтобы ваши фотографии были признаны в качестве «произведений искусства» профессиональным сообществом. В этом случае профессиональное сообщество выступает как бюрократическая организация, выдающая «лицензии на творчество». «Лицензии на творчество» выдаются на выставках, конкурсах, форумах, бьеннале и других мероприятиях. Кончено, выдаются не буквально, но для того, чтобы получить доступ к финансовым ресурсам (заказы), или к тем же форумам, вы должны иметь «лицензию» в форме подтверждения участия в других подобных мероприятиях. Организуются даже специальные мероприятия для начинающих и молодых фотографов, для того, чтобы участие в них открыло доступ в мир фотографии.
Во-вторых, работа самого фотографа, чаще всего, напоминает работу бюрократа. Работа эта состоит из выполнения множества инструкций и управляющих актов: как выставить свет в студии, какие сюжеты выбирать, как выставить экспозицию, как выстроить композицию кадра, каких моделей надо выбрать (либо гладкокожие девицы с параметрами 90-60-90, либо морщинистые старики, либо знаменитости): набор сюжетов, экспозиций, световых схем для студии ограничен и постоянно подвергается каталогизации в огромном количестве книг и публикация в духе «основы фотографии».
0 коммент.:
Отправить комментарий