13 мая 2008 г.

Фотографируем как Гурски: идеи сюжетов снимков

Продолжение. Предыдущие посты:

  1. Андреас Гурский: между импрессионизмом и поп-артом
  2. Андреас Гурски - II. Как?
  3. Андреас Гурски-III. Сатир эпохи консьюмеризма

ИМХО снимки рождаются в голове, а не матрице фотоаппарата или фотопленке. Матрица лишь один из этапов на пути оформления наших мыслей в готовую фотокарточку.

Продолжу излагать ход своих мыслей по поводу того, как сделать фотокарточки «в стиле Андреаса Гурски».

Главнае в произведениях Гурски — определенная идеология, взгляд автора на жизнь, точка зрения. Поэтому для «фото в стиле Гурски» важно встать на эту точку зрения, и исходя из нее придумать определенный набор сюжетов для фотокарточек, потом продумать, где эти сюжеты можно найти и отправится на фото охоту.

Конечно, велик соблазн свести искусство не студийного фотографа к наблюдательности, способности «поймать момент» или «поймать эмоцию». На мой взгляд это всё далеко от правды. В любом случае, любой фотограф ищет в окружающем его мире сюжеты снимков, которые уже есть в его голове. Эти сюжеты он может подчерпнуть в работах других фотографов, в картинках из журналов или интернета, в учебниках по фотографии или бесконечных «как сделать фото». (У меня даже есть мечта создать галерею снимков-клонов, т. е. таких снимков, которые повторяют друг друга за исключением, быть может, каких-нибудь деталей.) Другое дело, что многие фотографы не осознают того факта, что снимки формируются в голове, а не на матрице, и потому работу над сюжетом «выносят за скобки». Для них процедура формирования снимка не является предметом осознания, творчества, сознательного выбора. Формирования сюжета происходит на подсознательном уровне, на «автопилоте». Но я-то хочу стать «сознательным» фотографом.

Одна из тем, постоянно присутствующих в работах Андреаса Гурски — тема консьюмеризма, человек и потребление. Выберем эту тему для подражания и попытаемся ее раскрыть. Я рассуждаю примерно так. Что такое человек в эпоху массового потребления? Личность человека складывается и идентифицируется с помощью товаров массового потребления. Для того, чтобы идентифицировать человека, надо посмотреть, одежду какого производства он носит (люмпены на улицах — китайских ширпотреб черного цвета, бизнесмены предпочитают деловой стиль из одинаково дорогих костюмов, люди «креативного» склада одеваются ярко и вызвающе и т. д.), где и как он питается, как проводит свое свободное время и т. д. История человека, черты его личности, его желания и устремления раскрываются через то, что он потребляет. В связи с этим идея для снимков родилась такая. Создавать портреты людей из «фирменных», брендовых вещей, пусть его нос изображают часы, волосы — брендовый шерстистый свитер, и так далее. Пусть эти снимки будут современными вариациями на портреты кисти Джузеппе Арчимбольдо, который рисовал свои портреты-коллажи из овощей и фруктов. Конечно, смысл и идеология наших снимков будет отличатся от смысла и идеологии Арчимбольдо, который использовал фрукты и прочие яства в качестве аллегорий, а в своем творчестве искал синтеза искусств (это они изобрел цветомузыаку: клавесин, при игре на котором появлялись различные цветовые эффекты).

Джузеппе Арчимбольдо. Огонь

Джузеппе Арчимбольдо. Огонь

В данном случае мы будем использовать предметную съемку. Выложим лицо и фигуру человека из предметов массового производства. Другой вариант — пусть предметы массового производства отбрасывают тень в виде силуэта или лица человека.

Можно кроме коллажа в стиле Арчимбольдо сделать и более «компьютерные» варианты коллажа. Допустим, маскирование лица человека с помощью фотографий витрин или что-то подобное. Напомню, что я излагаю ход собственных рассуждений по поиску идей.

Есть и другое направление хода моих мыслей. Взглянуть на мир «потреблятства» с другой стороны. Поработать на контрасте: с одной стороны сияющий, блестающий и шикарный мир товаров, гламура и фешн, а с другой — серый и будничный мир людей. Пусть витрины, наряды и прочие товары будут цветными, блистающими всеми красками, а люди на фотокарточках — черно-белыми. То есть черно-белые силуэты людей на фоне цветных витрин, или черно-белые манекенщицы в цветных одеждах. Можно добавить «кукольности» фотокарточкам с помощью малой глубины резкости: малую глубину можно сделать в фотошопе.

Что ж, мы набрали определенное количество идей. Следующий шаг — воплотить их в фотокарточки