Чего же не хватает, для того, чтобы карточка, сделанная в оп-артовом стиле, стала похожа на работы Андреаса Гурски?
Первое. Работы Гурского проникнуты духом социальности. Написал и подумал: сказать что у работ есть «социальное содержание», значит ничего не сказать. Творения какого-нибудь техника по обслуживанию фото- и свето-аппаратуры, предназначенные для украшения рабочих столов офисных компьютеров, столь же социальные , сколь и работы Гурски. Чем же отличается социальностью работ одного от социальности другого?
Взглядом на жизнь. На нашу жизнь Гурски смотрит «сверху», но не в смысле «свысока», а в том смысле, что он занимает мета-позицию, мета- точку зрения на происходящее вокруг, смотрит как бы из-за «скобок». Из чего складывается такая мета-позиция? Человек, занявший мета-позицию, дает оценку происходящему, анализирует происходящее с ним, пытается понять свое место в мире, и, более обще, – место человека в мире.
Фотограф – не социолог, не философ и не ученый. Свое знание мира он выражает не словами, а образами. «Остановись мгновение» в данном случае имеет отношение не к процессу производства фотографии (момент нажатия на спуск фотоаппарата), а к способу осмысления мира. «Остановись мгновение» – это момент задержки, момент «зависания», позволяющий остраниться от происходящего, чтобы понять, что происходит. Чтобы занять мета-позицию, выйти за «скобки» повседневности.
Упоминавшийся выше техник по обслуживанию фотоаппаратуры, клепающий красивые обои для рабочего стола, не выходит за «скобки». Он и его творения остаются внутри течения повседневности. Он и его творения сами являются объектом анализа, но выступают в качестве его субъекта. Это как в случае с каким-нибудь муравьем и наблюдателем. Ясно, что деятелность муравья много может сообщить об окружающем мире, но сообщает об этом мире не муравей и наблюдатель. Так в этой метафоре Гурски и есть наблюдатель.
Что же он нам рассказывает о мире? Гурского окружает мир модерна с его рациональностью и функциональностью, вступивший в эпоху консьюмеризма. Гимном этому миру выступает работа «99 центов». Ровными рядами выложены товары. Всё крайне удобно и рационально: удобно подойти к товарам, удобно их посмотреть, удобно купить. Рациональность и консьюмеризм.
Андреас Гурски. Store 99
Свое отражение эроха пторебеления нашла и в работе «Cans Seurat». Потребеление составляет «плоть и кровь» повседневности. Из потребления, из товаров массового производства соткан наш мир.
Андреас Гурски. Cans Seurat
Но каково отношение Гурски к индустриальным пейзажам, к рациональности и консьюмеризму? Гурски по-иному смотрит на современность (модернизацию) нашего мира, чем, к примеру, фотографы начала века. Посмотрим на фотокарточки Александра Родченко или Бориса Игнатовича.
Александр Родченко. Конические шестерни
Борис Игнатович. Новая архитектура. Нач. 1930-х
Работы Гурского, на первый взгляд, выполнены в том же стиле, что и работы советских классиков. Но... Модернизация в работах советских фотографов имеет четкое направление и преследует совершенно определенную цель. Она телеологична, целеустремленна. Рационализм Родченко устремлен в будущее, проникнут верой в то, что модернизация и рационализация мира изменят мир к лучшему. Рационализм же в работах Гурски бесмысленен и абсурден. Какой смысл в рационально организованном пространстве работы «Atlanta»? Не совсем даже и понятно, что здесь изображено (а на виртульных фотографиях размером шестьсот на восемьсот пикселей так и вообще не разобрать).
Андреас Гурски. Atlanta
В работах советских классиков человек – творец истории, созидатель, актор, сам определяющий свое будущее. В работах Гурски люди разложены по «коробочкам», (работа «My Day V»), композиции составлены из массы их тел («Chicago Board of Trade II»).
Борис Игнатович. Все на выборы советов
Как видим, основа стиля Андреаса Гурски – это не техническое оснащения, не правильный выбор экспоизиции, правильная установка студийного света или правильных гистограмм каналов, а в поиске сюжетов. Попробую и я поискать сюжеты и сделать пару кадров «в стиле Андреаса Гурски». Но это тема следующего поста.
0 коммент.:
Отправить комментарий