Читать книжки по фотографии, а так же всевозможные туториалы, крайне вредно! И перед едой, и после. ИМХО.
Все эти «библии фотографов», «как сделать качественное фото» и прочие «how to?» воспитывают не художников, а операторов по обслуживанию фототехники и осветительного оборудования. Сама логика изложения больше напоминает инструкцию по обслуживанию станка, а не описание творческого процесса. Описание проводится не по принципу «вот такой результат – а вот как его достичь». Описывается просто последовательность действий, последовательность команд. Это хорошо для компьютера. Но у компьютера есть юзер, который определяет цель манипуляций, а кто будет определять цель действий фотографа?
Можно попытаться мне возразить, что, мол, любое творчество включает в себя набор приемов, техник и «трюков». Да, но вопрос не в этом. Вопрос в том, что подача материала не предусматривает взгляда «за горизонт», а ограничивается манипуляциями с техниками и приемами.
Творчество же рождается не фотошопе, а в голове! Прежде всего нужна идея, которую хочется воплотить на бумаге или мониторе, используя для этого фотоаппарат и фотошоп. А как раз творческая составляющая «выносится за скобки». Вроде бы как для того, чтобы получить хорошие фотографии надо повернуть вот эти колесики, понажимать вот эти кнопочки, порегулировать вот эти «бегунки». Вот и получаем армады фотостаночников!
Фотостаночники уверены, что правильная установка света – это и есть хорошая фотография. Правильно выставленная экспозиция – это и есть творчество. И фото рассматривают они как параноики: здесь пересвет, здесь детали в тенях не проработаны, а здесь рука и нога освещены по-разному.
Вспоминается по этому поводу одна история. В семнадцатом веке европейские путешественники налаживали отношения с Поднебесной. Для укрепления этих связей в дар китайскому императору они преподнесли портрет своего короля, выполненный вполне в духе Рембрандта, с глубокими тенями. Император взглянул на портрет и сказал что-то в духе: «У вашего короля один глаз? Разве это красиво?» и приказал своим придворным принести свой портрет, где не было теней, зато было два глаза. Фотостаночники оказываются в положении этого китайского императора.
Фотостаночники, рассуждающие в след за китайским императором, совершают две ошибки. Первая. Явно они предполагают, что задача фотографа – точно и разборчиво (объективно) фиксировать окружающую действительность. Кажется очевидным, что главное требование, которому должна удовлетворять фотография – фотореалистичность. Даже сам термин намекает на его фотографическое происхождение.
Вторая ошибка как раз и касается темы заметки. Есть ощущуние того, что можно стать фотографом детально исполняя все правила. Следование правилам в кадрировании (нельзя «обрезать» голову или руки модели), в постановке света (как правильно установить свет в студии) и т. п. превращается в священный ритуал. Если ты каждый день будешь исполнять священный ритуал, то рано или поздно тебя причислят к сонму фотографов. А сами посвященные будет внимательно следить за тем, насколько тщательно ты выполняешь все обязательные ритуалы!
Но никто ни в одной из книг, ни на форумах внятно еще не объяснил, почему расположение объектов в кадре должно подчинятся правилу третей? Почему голова модели не может быть обрезана? Почему модель должна быть в фокусе? Зачем прорабатывать детали в тенях?
Правила задают ведь не книги, и даже не сообщество фотографов (небольшой комментарий по этому поводу в посте Бюрография и фотократия), а само произведение, идея, которую воплощаем в фотокарточке. Конечно, главное требование к идее – она должна быть. И если она есть, то она и художественное чутье фотографа определяют пути реализации и все те правила, по которым ставится свет, выбирается ракурс, компонуются объекты в кадре.
Книжки, конечно, читать не вредно. Но надо понимать, чему они учат и чему не учат. Даже «чему не учат» понимать важнее. Поскольку они не учат фотографии, а учат нескольким приемам, которые позволят освоить фотоаппарт или фотошоп, но не фотографию.
15 коммент.:
Спасибо за мнение и статью. Хотелось бы внести поправку. Такая же фигня происходит не только в фотографии, а везде. Даже если придти на форум, и написать что-то, что пересекается по теме с самим форумом, но не по тем правилам, что приняты на форуме, вас тут же заклюют, и напишут, что так писать было нельзя, надо было написать по другому. В настоящем искусстве еще жестче, уж не будем говорить про кинематограф, литературу или живопись. Вообще лучше рядом не стоять, жидким г. обольют.
:) Могу добавить еще несколько специальностей, кроме искусств. Чуть ли не любые новации - это "кровь, пот и слезы"
Ну, вся статья о том, что теория редко сочетается с практикой. На самом деле, если вернуться к фотостаночникам, среди которых почему-то много компьютерщиков, можно провести параллель насчет того, что можно десять лет изучать программирование, но гениального кода так и не создать, постоянно творя ошибки или громоздкие модели.
Точно также на уроках фортепиано можно днями изводить родных, близких и соседей, но создают шедевры только единицы, которые подчас вообще были самоучками.
Ни в одной книге по фотографии не написано, что она принесет читателю гениальные снимки - напротив, просто пишут, что можно улучшить технику. Что касается третей, как минимум, в подробных изданиях корни все же описывают ;)
Статья хорошая, это просто мои комментарии по сути.
Честно говоря, я бы не хотел еще один раз трепать мысль о том, что практика не сходится с теорией. Я-то сам люблю теоретизирование и теории. Другой мой сайт на 70% теоритический, да и здесь я тоже больше акцент делаю на теорию.
В чем же пафос этой статьи? Во-первых, для меня самого важен вопрос «что такое фотография?». И ответ я искал в книжках. И не нашел.
Второе. Я рассуждал какими по моему мнению должны быть книги по технике фотографирования или обработки. Мне как раз не хватает схемы: «цель — пути достижения»
Вообще, спорить можно долго, но я скажу свое ИМХО. Читать книги полезно.
Чтобы сделать фотографию, несущую в себе скрытый смысл, цель и т.п. автор должен использовать соотв. выразительные средства. Как раз мы из книг и узнаем, как лучше делать то-то и то-то.
Сначала нужно правила выучить, чтобы потом их нарушать и делать те снимки, которые вы хотите.
На Ваше ИМХО отвечу своим. Для того, чтобы сделать хорошую фотографию в первую очередь надо включить мозги, воображение, фантазию и прочий креатив. К сожалению, я нашел всего лишь пару книг, в которых говориться об этой части творчества, и ни одна из них — не про фотографию.
Если же идти путем, предложанным Вами, т. е. отталкиваться от художественных приемов, приемов работы со светом, эксозицией и т. д., то получается, что художественная фотография — это фотография «с художественностями», снимок, полученный с использованием художественных приемов. Доводя идею до абсурда, можно придумать численные методы измерения художественности фотографии. К примеру, эта фотография лучше той, потому что в ней использовано больше художественных приемов. Берем фотографию, вычисляем, какие художественные приемы в ней использованы: «правило третей», размытие заднего фона, использование основного, заполняющего и контрового света... Можно даже каждому художественному приему присвоить свой вес, выстроить иерархию приемов: «правило третей» более художественно, чем использование контрового света. И вот имея этот «арт-метр» в руках мы начинаем оценивать фотография. Это только может показаться полным бредом. Загляните на фотосайты и Вы найдете в обсуждениях полный набор этого бреда. Что обсуждают в первую очередь? Я взял и открыл первые попавшиеся комментарии на photosight.ru: «Фотография хорошая, потому что свет мягкий», «классное! может только переход из тумана - резковато... ну и некоторые детали можно тоже было помягче сделать, все таки фотографировалось снизу - из тумана...». Вот где бред-то.
А вроде все логично получается. Разве в книгах должны учить творчеству и идеям? Это же нечно неосязаемое, то, чему сложно научить. Книги на это и не расчитаны. Они занимаются более простыми вещами - говорят о художественных приемах.
Да я согласен, что "имея этот «арт-метр» в руках мы начинаем оценивать фотографию. Это только может показаться полным бредом."
Но только как это вяжется с тем, что "вредно читать книжки по фотографии"? Это разные вещи.
Тем более, арт-метр ваш не сработает, т.к. нужно учитывать совокупность всех художественных приемов, их взаимодействие - а тут математика будет бессильна- а ведь именно это взаимодействие и определяет качество фотографии (в самом полном смысле)
Поэтому, читайте книги, учите, что лежит в основе фотографии, а потом уже креативьте.
П.с. у меня вот идей может и много, но техники недостаточно, поэтому выразить идеи и не получается.
По поводу: «Разве в книгах должны учить творчеству и идеям?» — а почему бы и нет? К примеру, я для себя много почерпнул в книге Станиславского «Работа актера над собой». И почерпнул в плане фотографии.
По поводу: «Это же нечно неосязаемое, то, чему сложно научить. Книги на это и не расчитаны.» Всему научить сложно, но разве это должно кого-то останавливать? В 19 веке было движение романтиков (к этому движению принадлежали братья Гримм, кстати, а еще была группа «Буря и натиск»), которое пыталось найти ответ на эти же вопросы. Они говорили, что «система», имея в виду в первую очередь немецкую классическую философию, не может постичь мир. И потому есть один способ рассказа о мире — как это не чудоковато сейчас звучит, писать романы. Мол, только живое, эмоциональное и не систематизированное изложение может описать мир. К тому же, есть же книги, которые учат импровизации — спонтанному творчеству, так почему же нет книг, которые учат фотографии как творчеству, а не овладению приемами?
Мне очень нравится Ваша фраза «у меня вот идей может и много, но техники недостаточно, поэтому выразить идеи и не получается.», хотя потому, что у меня тоже не получается выразить свои идеи. А пафос статьи не в том, что «вредно читать книжки», а в том, что «почему вредно читать книжки». Предупрежден — значит вооружен. Если мы будем отдавать себе отчет в подводных камнях и прочих минах, то сможем из чтения извлекать пользу. ИМХО.
Замечательная статья, как раз вчера задумался примерно о том же. Вы позволите перепостить ее на моем блоге с ссылкой на Ваш блог?
Конечно!
Спасибо, коллега! Заходите в гости=) www.ross-art.blogspot.com
http://ross-art.blogspot.com/2010/10/yashica-mat124g.html
Сейчас зайду...
К сожалению, как-то я забросил фотографию в последний год. Фотик в руки брал всего несколько раз. И главная причина — хочется найти, как бы это сказать поточнее, свой стиль в фотографии, а не очень-то получается.
Ох, ну прям как у меня - про стиль-то!.. Но, коллега, дорогу осилит идущий, поэтому забрасывать не гоже)
Тут согласен. Есть только один способ научится фотографировать — фотографировать :))
Отправить комментарий